КР Маданият министрлигинин комиссиясы Айтматов атындагы орус театрында “антипрезиденттик” спектаклди коюуга тыюу салды. Бул тууралуу драматург, спектаклдин автору Алишер Ниязов маалымат каражаттарына билдирди. Спектаклдин премьерасы эртең болмок.
Анын айтымында, "Дежавю" спектакли "антипрезиденттик" деп табылган. Сабыр аттуу спектаклдин каармандарынын бири акциянын жүрүшүндө президент болот. Комиссия бул спектакль азыркы президенттин беделин түшүрөт деп эсептейт.
Сабырдын ролун белгилүү актёр Болот Тентимишев аткарат. Ал эми спектаклди театрдын көркөм жетекчиси Акимбек Текешев койгон.
«Бул орус театрынын сахнасында коюлган биринчи заманбап пьеса. Ал эми эгемен Кыргызстандын тарыхында биринчи жолу театр цензурасы болуп калды»,-дейт Ниязов.
О, это было дивное заседание. Плохо то, что по итогам этого дивного заседания госкомиссии принято решение отменить премьеру в Бишкеке спектакля "Дежавю" по моей пьесе, о чем я спесиво сообщал в предыдущих постах.
Спектакль запрещен фактически. Той самой, спешно прибывшей, БОЛЬШОЙ УЖАСНОЙ ГОСКОМИССИЕЙ, о которой я писал ранее. Постановка признана антипрезидентской и антикыргызской. Фактически - потому что комиссия потребовала спектакль кардинально переделать - убрать антипрезидентскую, антикыргызскую линии и переписать пьесу, сделав её не историей любви и сомнительных мечт пяти несчастных, запутавшихся в себе персонажей, а, к примеру, социальной историей о проблемах трудовых мигрантов.
Чего я, разумеется, делать не буду, при всей любви к трудовым мигрантам. которым отчасти и сам являюсь.
Когда-нибудь я напишу отдельную пьесу об этом заседании. Госкомиссию задело почти всё - "неуважение к посту президента", "кривые ноги" персонажа, образ девушки, любовницы олигарха. Сомнительную девушку предложено переделать во что-то более светлое и зовущее. На мое предложение переделать её в передовицу швейного производства, впрочем, отмолчались.
В целом, как сообщил уважаемый член комиссии, уважаемый народный писатель и драматург Кыргызстана Джаныш Кулмамбетов, спектакль задевает его лично национальные чувства. Я сказал, что украинец Гоголь писал нелицеприятные штуки о великороссах, и великороссы это стерпели. И был мгновенно и вчистую уничтожен некой дамой из комиссии: "Вы не Гоголь".
Ну что... Я терпел сколько мог, потом сообщил членам комиссии свое оценочное суждение о членах комиссии и ушел, хлопнув дверью. Противно.
Такое в любимом Кыргызстане вижу впервые за 30 лет. Художественный проект переведен в сферу политики и фактически запрещен.
Я это переживу, напишу другую пьесу для других театров. Жалко режиссера, талантливейшего, мудрого Акимбека Текешова, жалко ребят русского драмтеатра им. Айтматова, которые радовались "первой современной пьесе" в стране.
Разного же рода патриотам сообщаю: не надо меня учить любви к Кыргызстану. По этой части я могу посоревноваться с кем угодно. А передовиц швейных производств выписывать не буду. Я не очень знаком с технологиями швейных производств.
Алексей Торк